Говорят, трудно снимать детей: сложно выставить нужный свет, подчеркнуть настроение, характер. Ведь дети, как правило, непоседы и не любят позировать. Но все это, как говорится, дело техники. Зато до семи-десяти лет, ребенок, как правило, открыт. И если ты, придя его фотографировать, не стал снисходительно сюсюкать, а заговорил на равных, начал на равных играть, то наверняка получишь отличный портрет маленького человечка.
Но, увы, настает время, и маленький человечек идет в садик, в школу. Первый подзатыльник от старшеклассников, первое лицемерие учителя, первая несправедливость, первый опыт познания жестокости жизни. И человечек постепенно закрывается, становится в оборонительную стойку, боится попасть впросак, страшится оплеухи, удара в спину. Со временем оборонительный рефлекс закрепляется, и мы привыкаем отовсюду ждать подвоха, не хотим доверяться друг другу, раскрываться первому встречному. Зачем? А вдруг он все это использует против тебя? Тогда будет очень больно… Это подсказывает опыт, «инстинкт прирожденный, старик-подхалим», как говорил Пастернак.
В каждой социальной среде мы разные. Мимикрируем, подстраиваемся, для любого случая своя маска. Зато очень просто общаться в социальных сетях – нет прямого контакта с человеком, можно иметь тысячу масок, а какой ты на самом деле – уже и сам забыл. Да и глобальные конторы нас всячески стараются разъединить, свести к минимуму живое общение. Все можно заказать по Интернету – от еды до презервативов: курьер пришел, ты молча расплатился – пользуйся. И никаких словесных излишеств.
И фобия прямого контакта постоянно усиливается. Везде звучит: демократия, толерантность, политкорректность. Страшно, как бы кого не обидеть! И выражение «как бы» прочно входит в нашу жизнь. Еще даже не имея своего четкого мнения, мы уже как бы извиняемся за то, что оно может быть ошибочным, или вообще может быть у нас. Мы подсознательно ни в чем не уверены. Мы готовы все свести к шутке, к розыгрышу, к прикольчикам. Отсюда, очевидно, в моде и эти уменьшительно-ласкательные суффиксы: утречко, базарчики, яблочки – так ничего серьезного. Обратите внимание, на лица девочек «В Контакте» – прикольчики с укольчиками застыли прямо на их губах. У всех одни и те же гримасы – настоящая социальная катастрофа! И чаще всего это видно лишь вдумчивому портретисту.
Существуют внешние (первичные, грубые) и внутренние (вторичные, тонкие) признаки закрытости человека. Внешние – это напряженные губы, сдержанная улыбка, сложенные на груди руки, направленные вовнутрь носки туфлей, блуждающий взгляд и т.д. Когда-то в 90-х годах мне впервые попалась книга Аллана Пиза: «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам». Это было как откровение, ее с успехом использовали спецслужбы разных стран. Я бы рекомендовал прочесть эту книгу всем портретистам.
Внутренние, или вторичные, признаки закрытости человека обычно проявляются в разговоре: обратите внимание насколько охотно ваш собеседник идет на контакт, откликается на предложенные темы. Хороший портретист молчуном не бывает. Не забывайте мысль Сократа: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел».
В очередной раз повторюсь: фотографируя человека, мы всегда снимаем его реакцию на окружающее пространство. В пределах же студии мы запечатлеваем реакцию модели на фотографа, то есть на самого себя. Поэтому если фотограф будет неуверенным и закрытым, добиться хорошего кадра практически невозможно. Если же портретист открыт и откровенен, модель, «сканируя» окружающее пространство, рано или поздно «отзеркалит» эту суть, ей станет комфортно, она, в конце концов, раскроется, станет сама собой. Таким образом, психологический портрет – это совместная работа фотографа и модели, 50 на 50!
Довольно просто снимать актеров: их не нужно учить искусству раскрепощения. Часто легко фотографировать и пожилых людей: у них нет нужды что-либо из себя строить, почтенный возраст дает основание везде оставаться самим собой. Но как быть со всеми остальными? Как заговорить с незнакомым человеком? За что «зацепиться» в беседе? Какие темы предложить?
Существует пять основных модулей людских интересов, в рамках которых легко найти темы, интересующие вашу модель. Замечу, что данную классификацию я впервые услышал от Александра Ктиторчука. Долго спорил и сопротивлялся, пытаясь ее расширить и дополнить, но в конечном итоге все же согласился с Сашей.
Итак, о чем же чаще всего говорят люди?
Модуль первый. Коротко назовем его «Секс».
Нет, здесь имеется в виду не только, и не столько сам процесс, вызывающий скабрезные шутки и румянец на лицах примерных подростков, сколько весь комплекс отношений между мужчиной и женщиной. Вечные темы: и когда тебе десять, и когда глубоко за шестьдесят. Они чаще всего звучат в наших разговорах с друзьями и подругами. Эти темы постоянно эксплуатируют все светские и глянцевые журналы. Откроем навскидку любой из них: «Как разнообразить супружескую жизнь?», «Пять причин, по которым муж бросает красавицу-жену и спешит к любовнице», «Ум, тембр голоса и запах: на что больше реагирует мужчина?». Однажды снимая 12-летнюю модель, я полтора часа проговорил с ней о взаимоотношениях с мальчиками в классе. А сколько книг, стихов, картин написано о любви! «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило», писал Федор Тютчев в свои 67.
Модуль два. Еда.
Вы любите мороженое? Пломбир? С наполнителем? А не пробовали готовить это лакомство в домашних условиях? Есть отличный рецепт! И далее пошло-поехало. «При варке картофеля я всегда бросаю в кастрюлю луковицу, вкус значительно улучшается». Отдельная тема – кухни мира. Вряд ли кто-то упустит шанс блеснуть своими кулинарными познаниями. Как? Вы были в Испании и не знаете рецепт каталонского крема? Не ели паэлью? Не пробовали батифарру и сарсуэлу? А хамон? Этот знаменитый мясной деликатес, практически не содержащий холестерина! Кстати, для самого дорогого сорта «иберико» отбирают свинок черной иберийской породы, для «серрано» – только белых.
Модуль три. Дети.
Если вы знаете, что у человека есть дети, то в большинстве случаев он готов говорить о них часами. Как известно, свое чадо – самое умное, любимое и способное. А сколько оно знает песенок и стишков! Общие темы, общие проблемы. Сколько платите за садик или за школу? Требуют ли воспитатели и учителя подарки? Как вам современные учебники по биологии? И так далее. В общем, огромный пласт для разговоров. Особенно, с молодыми мамами и бабушками.
Модуль четыре. Здоровье.
Молодые люди довольно редко бывают озабоченными состоянием своего здоровья. Но чем старше становится человек, тем вопросы здоровья все чаще и чаще выходят на передний план. Болят суставы? А вы не пробовали прикладывать капусту с медом и с соком лимона? Посещаете ли вы фитнес-клуб, бассейн или тренажерный зал? И т.д.
Ну и наконец, Пятый модуль. Назовем его «Эго».
Он объединяет все то, в чем серьезно разбирается ваша модель: будь то математика, экономика, литература, политика, футбол, музыка, косметика и прочее. Если человек чувствует себя докой в том или ином вопросе, он с удовольствием просветит вас. Особенно, если вы будете с интересом и неподдельным вниманием слушать его, или хотя бы делать вид. Задавайте простые вопросы, искренне любопытствуйте. При желании талантливый человек все сможет объяснить «на пальцах» – и ядерную физику, и теорию относительности. Помните, как у Эйнштейна: «Как коротка жизнь, и как долго тянется время до обеда».
Как-то одна из моих учениц привела на съемку модель – молодую, подвижную женщину лет тридцати пяти. «Типичная туристка», – подумал я. Потертые джинсы, свитер с высоким горлом. Лес, костер, гитара – «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»: искры и души взлетают к звездам. Вначале процесс не шел, разговор не клеился. Но потом, от ее подруги я узнал, что передо мной -- доктор исторических наук, профессор этнографии Сорбонны, почетный доктор Оксфорда. В общем, человек «широко известный в узких кругах», как говорил Борис Слуцкий. Ее конек – эскимосы Гренландии. Ну, вот я и начал временно интересоваться северными народностями и племенами. Далее все пошло как по маслу. Честно, мало что помню – хотя слушал, поддакивал, удивлялся, но при этом очень увлеченно снимал. Помню, что в лютые холода эскимосы иногда отогревают руки в тушах убитых оленей. Что олени ходят по кругу, и что никто пока толком не объяснил это странное поведение стада. Зато портреты получились великолепными, и один из них висит в спальне ее парижской квартиры.
И последнее. Как известно, правило третей действует не только в фотографии и в живописи, но и в архитектуре, в литературе и даже в человеческой жизни. 25 лет человек учится, 25 лет правит миром и 25 лет отдыхает. Говорят, идеальный возраст портретиста – 28-30 лет. Основная учеба позади, уже есть опыт, и еще есть много сил. Уже все понимаешь и еще многое можешь. Время осознания кто ты? Куда идешь? К чему стремишься? И вокруг себя ты начинаешь создавать силовое поле, в котором многим твоим моделям будет комфортно. И именно в этом поле и может родиться настоящий Портрет.
http://vk.com/gsa_foto
Комментариев нет:
Отправить комментарий