Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 30 августа 2012 г.

Психология портрета

Фото: Виталий Сипко (Винница). «Пора сенокоса»
Ныне Интернет, в частности социальные сети, буквально завалены изображениями людей. И эти кадры многие из нас называют портретами, поскольку принято называть портретом любое изображение человека, где личность узнаваема. Тем не менее, чаще всего на таких картинках мы видим исключительно форму, биологическую форму, т.е. типичного представителя биологического вида. Есть лицо, прическа, одежда, руки, ноги – возможно, над всем этим хорошо потрудились визажисты, парикмахеры, стилисты, имиджмейкеры, дизайнеры – а человека нет. Он закрыт. И задача фотографа раскрыть модель, вынуть ее из собственной скорлупы, представить в кадре ее суть. Скажем прямо, задача не из легких, и под силу она далеко не каждому. Но прежде чем говорить о способах ее решении, постараемся понять, откуда же возникает эта пресловутая человеческая «броня»?
Говорят, трудно снимать детей: сложно выставить нужный свет, подчеркнуть настроение, характер. Ведь дети, как правило, непоседы и не любят позировать. Но все это, как говорится, дело техники. Зато до семи-десяти лет, ребенок, как правило, открыт. И если ты, придя его фотографировать, не стал снисходительно сюсюкать, а заговорил на равных, начал на равных играть, то наверняка получишь отличный портрет маленького человечка.
Но, увы, настает время, и маленький человечек идет в садик, в школу. Первый подзатыльник от старшеклассников, первое лицемерие учителя, первая несправедливость, первый опыт познания жестокости жизни. И человечек постепенно закрывается, становится в оборонительную стойку, боится попасть впросак, страшится оплеухи, удара в спину. Со временем оборонительный рефлекс закрепляется, и мы привыкаем отовсюду ждать подвоха, не хотим доверяться друг другу, раскрываться первому встречному. Зачем? А вдруг он все это использует против тебя? Тогда будет очень больно… Это подсказывает опыт, «инстинкт прирожденный, старик-подхалим», как говорил Пастернак.
В каждой социальной среде мы разные. Мимикрируем, подстраиваемся, для любого случая своя маска. Зато очень просто общаться в социальных сетях – нет прямого контакта с человеком, можно иметь тысячу масок, а какой ты на самом деле – уже и сам забыл. Да и глобальные конторы нас всячески стараются разъединить, свести к минимуму живое общение. Все можно заказать по Интернету – от еды до презервативов: курьер пришел, ты молча расплатился – пользуйся. И никаких словесных излишеств.

Фото: Вячеслав Баранов (Севастополь). «Пророк». Золотая медаль ISF на Третьем Национальном конкурсе имени Степана Назаренко (2011 г.)
И фобия прямого контакта постоянно усиливается. Везде звучит: демократия, толерантность, политкорректность. Страшно, как бы кого не обидеть! И выражение «как бы» прочно входит в нашу жизнь. Еще даже не имея своего четкого мнения, мы уже как бы извиняемся за то, что оно может быть ошибочным, или вообще может быть у нас. Мы подсознательно ни в чем не уверены. Мы готовы все свести к шутке, к розыгрышу, к прикольчикам. Отсюда, очевидно, в моде и эти уменьшительно-ласкательные суффиксы: утречко, базарчики, яблочки – так ничего серьезного. Обратите внимание, на лица девочек «В Контакте» – прикольчики с укольчиками застыли прямо на их губах. У всех одни и те же гримасы – настоящая социальная катастрофа! И чаще всего это видно лишь вдумчивому портретисту.

Фото: Александр Ктиторчук (Киев). Из цикла «Детки»
Существуют внешние (первичные, грубые) и внутренние (вторичные, тонкие) признаки закрытости человека. Внешние – это напряженные губы, сдержанная улыбка, сложенные на груди руки, направленные вовнутрь носки туфлей, блуждающий взгляд и т.д. Когда-то в 90-х годах мне впервые попалась книга Аллана Пиза: «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам». Это было как откровение, ее с успехом использовали спецслужбы разных стран. Я бы рекомендовал прочесть эту книгу всем портретистам.
Внутренние, или вторичные, признаки закрытости человека обычно проявляются в разговоре: обратите внимание насколько охотно ваш собеседник идет на контакт, откликается на предложенные темы. Хороший портретист молчуном не бывает. Не забывайте мысль Сократа: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел».

Фото: Сергей Галушка (Киев). «Кинорежиссер Ежи Гофман»
В очередной раз повторюсь: фотографируя человека, мы всегда снимаем его реакцию на окружающее пространство. В пределах же студии мы запечатлеваем реакцию модели на фотографа, то есть на самого себя. Поэтому если фотограф будет неуверенным и закрытым, добиться хорошего кадра практически невозможно. Если же портретист открыт и откровенен, модель, «сканируя» окружающее пространство, рано или поздно «отзеркалит» эту суть, ей станет комфортно, она, в конце концов, раскроется, станет сама собой. Таким образом, психологический портрет – это совместная работа фотографа и модели, 50 на 50!
Довольно просто снимать актеров: их не нужно учить искусству раскрепощения. Часто легко фотографировать и пожилых людей: у них нет нужды что-либо из себя строить, почтенный возраст дает основание везде оставаться самим собой. Но как быть со всеми остальными? Как заговорить с незнакомым человеком? За что «зацепиться» в беседе? Какие темы предложить?

Фото: Константин Бобрищев (с. Кобеляки, Полтавская обл.). «Забытая мелодия». Серебряная медаль ISF на Третьем Национальном конкурсе имени Степана Назаренко (2011 г.)
Существует пять основных модулей людских интересов, в рамках которых легко найти темы, интересующие вашу модель. Замечу, что данную классификацию я впервые услышал от Александра Ктиторчука. Долго спорил и сопротивлялся, пытаясь ее расширить и дополнить, но в конечном итоге все же согласился с Сашей.
Итак, о чем же чаще всего говорят люди?
Модуль первый. Коротко назовем его «Секс».
Нет, здесь имеется в виду не только, и не столько сам процесс, вызывающий скабрезные шутки и румянец на лицах примерных подростков, сколько весь комплекс отношений между мужчиной и женщиной. Вечные темы: и когда тебе десять, и когда глубоко за шестьдесят. Они чаще всего звучат в наших разговорах с друзьями и подругами. Эти темы постоянно эксплуатируют все светские и глянцевые журналы. Откроем навскидку любой из них: «Как разнообразить супружескую жизнь?», «Пять причин, по которым муж бросает красавицу-жену и спешит к любовнице», «Ум, тембр голоса и запах: на что больше реагирует мужчина?». Однажды снимая 12-летнюю модель, я полтора часа проговорил с ней о взаимоотношениях с мальчиками в классе. А сколько книг, стихов, картин написано о любви! «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило», писал Федор Тютчев в свои 67.
Модуль два. Еда.
Вы любите мороженое? Пломбир? С наполнителем? А не пробовали готовить это лакомство в домашних условиях? Есть отличный рецепт! И далее пошло-поехало. «При варке картофеля я всегда бросаю в кастрюлю луковицу, вкус значительно улучшается». Отдельная тема – кухни мира. Вряд ли кто-то упустит шанс блеснуть своими кулинарными познаниями. Как? Вы были в Испании и не знаете рецепт каталонского крема? Не ели паэлью? Не пробовали батифарру и сарсуэлу? А хамон? Этот знаменитый мясной деликатес, практически не содержащий холестерина! Кстати, для самого дорогого сорта «иберико» отбирают свинок черной иберийской породы, для «серрано» – только белых.
Модуль три. Дети.
Если вы знаете, что у человека есть дети, то в большинстве случаев он готов говорить о них часами. Как известно, свое чадо – самое умное, любимое и способное. А сколько оно знает песенок и стишков! Общие темы, общие проблемы. Сколько платите за садик или за школу? Требуют ли воспитатели и учителя подарки? Как вам современные учебники по биологии? И так далее. В общем, огромный пласт для разговоров. Особенно, с молодыми мамами и бабушками.
Модуль четыре. Здоровье.
Молодые люди довольно редко бывают озабоченными состоянием своего здоровья. Но чем старше становится человек, тем вопросы здоровья все чаще и чаще выходят на передний план. Болят суставы? А вы не пробовали прикладывать капусту с медом и с соком лимона? Посещаете ли вы фитнес-клуб, бассейн или тренажерный зал? И т.д.
Ну и наконец, Пятый модуль. Назовем его «Эго».
Он объединяет все то, в чем серьезно разбирается ваша модель: будь то математика, экономика, литература, политика, футбол, музыка, косметика и прочее. Если человек чувствует себя докой в том или ином вопросе, он с удовольствием просветит вас. Особенно, если вы будете с интересом и неподдельным вниманием слушать его, или хотя бы делать вид. Задавайте простые вопросы, искренне любопытствуйте. При желании талантливый человек все сможет объяснить «на пальцах» – и ядерную физику, и теорию относительности. Помните, как у Эйнштейна: «Как коротка жизнь, и как долго тянется время до обеда».
Как-то одна из моих учениц привела на съемку модель – молодую, подвижную женщину лет тридцати пяти. «Типичная туристка», – подумал я. Потертые джинсы, свитер с высоким горлом. Лес, костер, гитара – «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»: искры и души взлетают к звездам. Вначале процесс не шел, разговор не клеился. Но потом, от ее подруги я узнал, что передо мной -- доктор исторических наук, профессор этнографии Сорбонны, почетный доктор Оксфорда. В общем, человек «широко известный в узких кругах», как говорил Борис Слуцкий. Ее конек – эскимосы Гренландии. Ну, вот я и начал временно интересоваться северными народностями и племенами. Далее все пошло как по маслу. Честно, мало что помню – хотя слушал, поддакивал, удивлялся, но при этом очень увлеченно снимал. Помню, что в лютые холода эскимосы иногда отогревают руки в тушах убитых оленей. Что олени ходят по кругу, и что никто пока толком не объяснил это странное поведение стада. Зато портреты получились великолепными, и один из них висит в спальне ее парижской квартиры.

Фото: Анатолий Глеб (Ивано-Франковск). «Внучка». Бронзовая медаль ISF на Третьем Национальном конкурсе имени Степана Назаренко (2011 г.)
И последнее. Как известно, правило третей действует не только в фотографии и в живописи, но и в архитектуре, в литературе и даже в человеческой жизни. 25 лет человек учится, 25 лет правит миром и 25 лет отдыхает. Говорят, идеальный возраст портретиста – 28-30 лет. Основная учеба позади, уже есть опыт, и еще есть много сил. Уже все понимаешь и еще многое можешь. Время осознания кто ты? Куда идешь? К чему стремишься? И вокруг себя ты начинаешь создавать силовое поле, в котором многим твоим моделям будет комфортно. И именно в этом поле и может родиться настоящий Портрет.

http://vk.com/gsa_foto
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий