В этом таинственном и печальном городе мертвых в дубовой роще зафиксировано, по разным данным, от 5000 до 10000 надгробий. Такое большое различие в цифрах от того, что наряду с надмогильными надгробиями, здесь есть очень много безмогильных памятников, называемых кенотафами (или йолджы таш) – камень путнику в виде прямоугольника. Они по традиции устанавливались умершим на чужбине. Это место - ценнейший археологический и исторический комплекс, вызывающий огромный интерес у ученых. Самые древние надгробия датируются XIII в., но большинство относится к XVI-XVII вв. Почти все они представляют собой двухвершинные изваяния, испещренные древнееврейскими письменами.
Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников...
Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм
Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.
Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе в направлении с севера на юг на протяжении более чем 500 метров
Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.
Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные двурогие или однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные.
Чаще всего встречаются именно такие - седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом
На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.
Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.
Есть скудные данные, что когда-то здесь был город Мангуп.
Мангуп (Мангуп-Кале, (рус. Мангуп, крым. Mangup)), Дорос – город, столица княжества Феодоро, впоследствии турецкая крепость. Находится на Мангупському плато (гора Баба-кая) в Крыму близ села Ходжа-сала Бахчисарайского района.
По мнению Трубачева О. М. название происходит от Мангуп индоевропейского “man kap” – “иметь гор”, “материнская гора”. Позже татары перевели название как “Баба-даг” — “Родительская гора”.
Один из самых странных эпизодов Холокоста – обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шиперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых дали заключение об их нееврейском происхождении.
Так кто ж они такие, эти караимы?
Вопрос запутанный.
Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате изоляции караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.
Проблема происхождения караимов заключается в соотношении этничности и религии.
«Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.
«Хазарская» версия: караимы – это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли иудаизм, трансформировавшийся в новую религию. Приверженцы данной теории: М. С. Сарач, С. М. Шапшал, М. Я. Чореф и др.
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее лояльными подданными, и вскоре царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство.
Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться в министерство внутренних дел Третьего рейха с просьбой о непризнании их евреями.
Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью запросило трех ведущих специалистов того времени. Все эти ученые оказались еврейскими религиозными деятелями и к тому моменту уже находились в гетто. З. Калманович (1881-1944), М. Балабан (1877-1942) и И. Шипер (1884-1943) – независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями ни в расовом, ни в религиозном отношении, с целью спасти караимов от массового уничтожения.
Глава караимских религиозных общин – караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов С. М. Шапшал (1873-1961) бросился в Берлин, в министерство культов, и получил там документ о том, что караимы – не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.
После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией были в течение трех дней выселены в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины
А З. Калманович, М. Балабан и И. Шипер погибли в гетто.
Вот такая история отыскалась на просторах мировой паутины. Рассказ по мотивам этого события написал Владимир Матлин ("Научная истина").
Но ведь, если вдуматься в эту историю, то можно прийти к неожиданному выводу.
Не исключено, что спасительное для караимов решение ученых о том, что они не являются евреями, может для определенного сорта людей послужить доказательством, что они евреями как раз являются. Ведь заключение-то нацистам дал кто? Три еврейских авторитета. Причем все трое как раз до этого, в своей предыдущей жизни, когда они были еще не пылью в гетто, а учеными – были как раз сторонниками еврейской версии.
А поскольку Интернет – не только огромная сокровищница мирового знания, но еще и всемирная помойка, то находятся и такие экземпляры человеческого материала, которые считают, что в Торе и прочих иудейских источниках только и говорится о том, как бы евреям половчее обмануть остальные народы. Сами эти двуногие, конечно, никакую Тору не читали, это не простое чтение и требует большого фундамента. Они просто слышали где-то от подобных себе что-то такое. И радостно это повторяют.
А по этой специфической логике – если бы караимы евреями не были, то коварные иудейские мудрецы как раз должны были бы нарочно дать нацистам заключение, что они евреи. Поскольку цель запроса была понятна, как день: истреблять или нет?
А вот если они считали, что караимы – евреи, то, конечно, и должны были дать нацистам заключение, что нет, не евреи они. Логично?
Как все сложно – воскликнут те, кто попытается вникнуть в эту запутанную ситуацию. Как в анекдоте, когда коммерсант спрашивает коммерсанта, куда тот едет. «В Черновцы» – отвечает тот. – «Вы говорите, что едете в Черновцы, чтобы я подумал, что вы едете не в Черновцы. Но я же знаю, что вы действительно едете в Черновцы. Так зачем вы меня обманываете?»
Так что мы тут с вами, конечно, не решим с налету вопрос, о котором много лет спорят ученые, специалисты и богословы. Да и важно ли это? Для нас теперь – совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам.
Попасть на кладбище в Иосафатовой долине несложно. Если идти от Чуфут-Кале, то выйдя из Восточных ворот, нужно пройти около полукилометра по вырубленной в скале дороге к верховьям долины. В один момент выходишь прямо в арке, являющейся входом на кладбище. От нее, от входа, уходит далеко вглубь леса тропа, вдоль которой расположены многие сотни памятников...
Судя по эпиграфическим данным (датировкам надгробных надписей), кладбище появилось в середине XIV века (приблизительно 1360-е гг.) и просуществовало до второй половины XIX столетия, охватив, таким образом, огромный исторический промежуток, связанный с завоеванием Крыма татарами в XIV ст., турками - в XV в. (Османская империя), периодом вассального Крымского ханства (1441-1783) и включением Крыма в состав Российской империи в конце XVIII в. Эта стела - одно из многочисленных свидетельств взаимоотношений между империей и караимами в XIX-XX веках и степени их интеграции в имперский организм
Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи - на иврите и русском языках.
Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе в направлении с севера на юг на протяжении более чем 500 метров
Газан чуфут-кальской общины Соломон Бейм, сопровождавший русскую путешественницу О. Шишкину, посетившую кладбище в 40-х гг. XIX века, уверял, что здесь покоится около 40 тысяч человек. Как показали раскопки, проводившиеся здесь в прошлом веке, многие надгробия ныне скрыты под землей.
Бросается в глаза разнообразие форм надгробий: прямоугольные плиты, домикообразные двурогие или однорогие, обелиски, стелы, столо- и гробообразные.
Чаще всего встречаются именно такие - седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом
На некоторых надгробиях можно увидеть разнообразные символы. Среди них концентрические окружности - солярные знаки, дошедшие со времен язычества; кипарисы - символы скорби; розетки - торжество радости жизни.
Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось, а территория кладбища почти полностью заросла кустарником и молодым лесом.
Есть скудные данные, что когда-то здесь был город Мангуп.
Мангуп (Мангуп-Кале, (рус. Мангуп, крым. Mangup)), Дорос – город, столица княжества Феодоро, впоследствии турецкая крепость. Находится на Мангупському плато (гора Баба-кая) в Крыму близ села Ходжа-сала Бахчисарайского района.
По мнению Трубачева О. М. название происходит от Мангуп индоевропейского “man kap” – “иметь гор”, “материнская гора”. Позже татары перевели название как “Баба-даг” — “Родительская гора”.
Источник: Жжурнал/aquatek-filips
Кто такие караимы? История о еврейском коварстве.
Один из самых странных эпизодов Холокоста – обращение нацистов к трем еврейским ученым (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шиперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь караимов, все трое ученых дали заключение об их нееврейском происхождении.
Так кто ж они такие, эти караимы?
Вопрос запутанный.
Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.
Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII в., образовав отдельную секту. Их движение отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате изоляции караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев.
Проблема происхождения караимов заключается в соотношении этничности и религии.
«Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.
«Хазарская» версия: караимы – это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли иудаизм, трансформировавшийся в новую религию. Приверженцы данной теории: М. С. Сарач, С. М. Шапшал, М. Я. Чореф и др.
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее лояльными подданными, и вскоре царское правительство, признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. В России XIX в. караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство.
Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. С началом войны над караимами нависла угроза полного уничтожения. Для фашистов не составило бы труда ликвидировать немногочисленный народ. Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться в министерство внутренних дел Третьего рейха с просьбой о непризнании их евреями.
Фашистское министерство с истинно немецкой пунктуальностью запросило трех ведущих специалистов того времени. Все эти ученые оказались еврейскими религиозными деятелями и к тому моменту уже находились в гетто. З. Калманович (1881-1944), М. Балабан (1877-1942) и И. Шипер (1884-1943) – независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями ни в расовом, ни в религиозном отношении, с целью спасти караимов от массового уничтожения.
Глава караимских религиозных общин – караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов С. М. Шапшал (1873-1961) бросился в Берлин, в министерство культов, и получил там документ о том, что караимы – не евреи и не подлежат заключению в гетто. Затем отпечатал 1000 копий этого документа и разослал во все места, где жили караимы. Только в Краснодар и Новороссийск письмо не успело дойти, и там караимы были расстреляны вместе с евреями.
После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией были в течение трех дней выселены в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины
А З. Калманович, М. Балабан и И. Шипер погибли в гетто.
Вот такая история отыскалась на просторах мировой паутины. Рассказ по мотивам этого события написал Владимир Матлин ("Научная истина").
Но ведь, если вдуматься в эту историю, то можно прийти к неожиданному выводу.
Не исключено, что спасительное для караимов решение ученых о том, что они не являются евреями, может для определенного сорта людей послужить доказательством, что они евреями как раз являются. Ведь заключение-то нацистам дал кто? Три еврейских авторитета. Причем все трое как раз до этого, в своей предыдущей жизни, когда они были еще не пылью в гетто, а учеными – были как раз сторонниками еврейской версии.
А поскольку Интернет – не только огромная сокровищница мирового знания, но еще и всемирная помойка, то находятся и такие экземпляры человеческого материала, которые считают, что в Торе и прочих иудейских источниках только и говорится о том, как бы евреям половчее обмануть остальные народы. Сами эти двуногие, конечно, никакую Тору не читали, это не простое чтение и требует большого фундамента. Они просто слышали где-то от подобных себе что-то такое. И радостно это повторяют.
А по этой специфической логике – если бы караимы евреями не были, то коварные иудейские мудрецы как раз должны были бы нарочно дать нацистам заключение, что они евреи. Поскольку цель запроса была понятна, как день: истреблять или нет?
А вот если они считали, что караимы – евреи, то, конечно, и должны были дать нацистам заключение, что нет, не евреи они. Логично?
Как все сложно – воскликнут те, кто попытается вникнуть в эту запутанную ситуацию. Как в анекдоте, когда коммерсант спрашивает коммерсанта, куда тот едет. «В Черновцы» – отвечает тот. – «Вы говорите, что едете в Черновцы, чтобы я подумал, что вы едете не в Черновцы. Но я же знаю, что вы действительно едете в Черновцы. Так зачем вы меня обманываете?»
Так что мы тут с вами, конечно, не решим с налету вопрос, о котором много лет спорят ученые, специалисты и богословы. Да и важно ли это? Для нас теперь – совершенно не важно. У меня даже ни одного знакомого караима нет. Важнее другое: трое еврейских ученых, не сговариваясь, дали нацистам одинаковое заключение о караимах, противоречащее их научным выводам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий